“Курс задае культура”. Інтэрв’ю Міністра культуры газеце “СБ:Беларусь сёння”
Юрий Павлович, на посту министра вы уже 4 месяца. А значит, времени вникнуть в дела культурные было более, чем достаточно. Вы сделали для себя какие-то выводы из проваленного и за это раскритикованного Президентом Года культуры?
Я очень внимательно отнесся к словам Главы государства об итогах Года культуры. Полагаю, что как Министр культуры несу личную ответственность за то, чтобы управление сферой культуры и реализация государственной культурной политики вышли на качественно новый уровень.
Очевидно, что даже те определенные достижения, которые появились в Год культуры, не были в достаточной степени информационно поддержаны отраслью. А интересных проектов и премьер было немало. К примеру созданный совместно с Федерацией профсоюзов Беларуси молодёжный музыкальный проект «Семь тайн Беларуси», который стал своеобразной визитной карточкой страны. Для зрителей, в том числе и иностранных, это прекрасная возможность познакомиться с богатством нашей культуры и традиций, а для молодых артистов - шанс показать все, чем славится наша страна.
Были предприняты серьезные усилия для вывода белорусского культурного наследия на мировой уровень. В частности, начата работа по включению проспекта Независимости в Минске в список культурного наследия ЮНЕСКО. Грандиозным прорывом была организация Национальным художественным музеем в мае 2016 г. выставки белорусских православных и католических икон в Ватикане. Была выкуплена в Германии и привезена для экспонирования в Беларусь коллекция портретов князей Радзивиллов.
Мы и далее будет проводить последовательную и системную работу по продвижению нашей культуры в мировом культурном пространстве. В частности, мы должны более активно развивать межкультурный диалог как форму внешней политики, что становится одним из ведущих трендов в мире в последние годы. Исполнением моей мечты было бы, если однажды Минск станет культурной столицей Европы.
Перманентное свойство культуры в том, что достойные проекты появлялись и продолжают появляться. Наша задача как Министерства создавать условия для творческой деятельности, обеспечивать информационную «раскрутку» национального культурного достояния, гарантировать культурную безопасность страны.
– Уже при вас завершилась реконструкция национальной киностудии «Беларусьфильм». При этом в последние годы активно развивается независимое кино. Режиссеры снимают за свои деньги, участвуют и выигрывают в международных конкурсах. Возможно, стоит создать Национальный центр кинематографии (который существует во многих странах и поддерживает молодых режиссеров), и передать ему полномочия Минкультуры касательно творческой части?
– Вопрос о создании организации, которая бы занималась конкурсным распределением средств на производство фильмов, рассматривался Минкультуры не раз. Однако пока создание и функционирование каких-то дополнительных структур за счет средств бюджета, на мой взгляд, является нецелесообразным. Возможно, нам стоит рассмотреть вопрос о создании Национального продюсерского центра, осуществляющего деятельность по поддержке и продвижению кино за счет отчислений от проката иностранных фильмов и других источников. Сейчас изучается мировой опыт. Пока думаем, как лучше организовать этот процесс.
Надо понимать, что мы должны ориентироваться на создание качественного и востребованного на рынке продукта. А эти характеристики определяются вовсе не объемом вложенных бюджетных средств. Далеко не всегда деньги определяют качество. Автор может просто затронуть какие-то струны души зрителя и уже рассчитывать на успех. Как, например, это сделала Юлия Шатун, режиссер лучшего фильма национального конкурса «Лiстапад».
С большим интересом слежу за всеми премьерами отечественного кинематографа, будь то работы молодых режиссёров или уважаемых мэтров. Активно работаем с руководством киностудии по формированию стратегии производства фильмов на ближайшие годы и определению концепции национального проекта, который бы стал визитной карточкой нового «Беларусьфильма» и всего отечественного кино.
– Не так давно некоторая часть киносообщества не поддержала проект Указа Президента «О мерах по стимулированию развития кинематографии». В своем обращении в Министерство культуры кинематографисты предложили пересмотреть некоторые пункты проекта, а также внести новые. Будут ли учтены их предложения и замечания?
– Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы проект обсуждался в широких кругах, и каждый имел право высказать свою точку зрения. Хочется, чтобы были учтены интересы всех: государства, фильмопроизводящих и прокатных организаций, кинообщественности. Возражения, высказанные в ходе обсуждения, заключались в том, что проект направлен не на поддержку кино в целом, а лишь на поддержку национальной киностудии. Но это не так. Проект направлен на поддержку качественного кино. Есть в нем, например, важное условие выделения бюджетного финансирования. Картины, которые снимаются с господдержкой, должны производиться на базе «Беларусьфильма». И тут мы в первую очередь руководствуемся интересами качества. Ведь есть же разница, снята лента «на телефон» или на киностудии полного цикла, коей и является сегодня «Беларусьфильм»? Кино, снятое на смартфон, это, на мой взгляд, просто «хоум-видео». Зритель, купивший билет, должен получить продукт высокого качества.
Ряд разумных мыслей, касающихся, например, распределения на конкурсной основе средств не только на производство фильмов, но и на создание киносценариев, подготовку и проведение мероприятий, нашел свое отражение в проекте. По тем предложениям, которые не могут быть реализованы, мы дали их авторам разъяснения. Пока проект Указа дорабатывается. Но мы обязательно повторно обсудим его со всеми представителями киносообщества.
Хочу подчеркнуть – Министерство культуры будет максимально открыто к предложениям и к диалогу. Ни одно решение не будет принято кулуарно, без широко обсуждения с общественностью. Наша задача – найти золотую середину между государственными интересами, пожеланиями профессиональных кругов и запросами со стороны общества.
– Предлагаю перейти от кино к музыке. А именно – к нашей визитной музыкальной карточке, «Славянскому базару в Витебске», который буквально оккупировали российские гастролеры. Но не пора ли обратить внимание на отечественную эстраду и вместо «сольников» российских звезд делать концерты наших артистов?
– Одной из основных задач, поставленных перед дирекцией фестиваля, является окупаемость его проектов. 3 года назад дирекция фестиваля начала выводить «Славянский базар» на самоокупаемость, в 2017 году она составила более 90%. При этом дирекция находится в очень непростых условиях поскольку необходимо обеспечить не только содержательное наполнение программы, соответствующее формату фестиваля, но и позаботиться о зрелищности и составе участников концертов отвечающем ожиданиям зрителей, которые купят билеты.
Мероприятия фестиваля рассчитаны на широкую аудиторию, а значит, требуют жанрового разнообразия программ с включением выступлений как известных белорусских, так и зарубежных артистов, пользующихся популярностью у зрителя. Не могу сказать, что белорусских исполнителей на «Славянском базаре» вытесняют российские звезды. Я посещаю фестиваль уже 5 лет. Я очень горжусь успехами нашей творческой молодежи. Алёна Ланская, Валерия Грибусова, Алексей Гросс, Егор Шаранков – очень достойно представляли страну на конкурсе молодых исполнителей. Каждый год обязательно есть концерты, посвященные тем или иным знаковым персонам нашей эстрады. В прошлом году, например, провели вечер, посвященный памяти Александра Тихановича, а также юбилейный концерт «Сяброў». В этом году готовим юбилейную программу Игоря Лученка. И посчитайте теперь, сколько в каждом из этих концертов задействовано наших артистов, не только вокалистов, но и музыкантов, хореографов. Да практически все!
Давайте не забывать, что это международный фестиваль, одна из задач которого – продвижение положительного образа Беларуси, утверждение нашей культурной дипломатии. На таких мероприятиях мы как раз и заинтересованы в максимально широком представительстве зарубежных исполнителей. А наши звезды получают возможность и перенять что-то опыта исполнителей из других стран.
Иногда мы слышим критические замечания о недостаточной зрелищности выступлений наших звезд. Но тут важно понимать, что белорусские эстрадные артисты объективно не могут конкурировать с европейскими и российскими звездами по масштабности шоу. Сфера шоу-бизнеса у нас не дотируется государством, а объёмы рынка в стране несопоставимы с нашими соседями. Артисты самостоятельно и за свои средства приобретают песни, делают аранжировки, оплачивают время работы музыкантов, стилистов, сценографов. И в этих непростых условиях нашим артистам важна моральная поддержка и одобрение со стороны зрителя и государства.
– В этом году помимо «Славянского базара в Витебске» нас ждет и очередная «Ночь музеев». В отношении этой акции критики тоже достаточно. Почему в белорусском исполнении это, скорее, «вечер», да еще и не бесплатный? Неужели мы не можем позволить себе, как в других странах, раз в году открыть музеи для свободного посещения?
– В прошлом году в акции приняли участие более 100 музеев. Формат мероприятия, его стоимость определяются организаторами самостоятельно, Минкультуры тематику не навязывает. Музеи получают бюджетную поддержку, но в то же время они не должны забывать и о внебюджетной деятельности. Если для проведения акции привлекаются другие организации, творческие коллективы, приобретается сувенирная продукция, то мероприятие проводится на платной основе. При этом баланс платных и бесплатных посещений соблюдается. Так, например, в музее-заповеднике «Несвиж» 13 мая было платное мероприятие, посвященное истории и культуре города 20-30-х гг. ХХ в., а, скажем, уже 18 мая в Международный день музеев экспозиции Ратуши и Дворцового ансамбля можно было посетить бесплатно. Чтобы все мероприятия были бесплатными, музеям нужна спонсорская поддержка. Увы, пока еще не все потенциальные спонсоры осознали важность и значимость действий по поддержке культуры.
Тем не менее, я полностью осознаю важность интеграции в практику работы учреждений культуры современных мировых тенденций. Одной из них является тесное сотрудничество учреждений культуры с бизнесом, поиск взаимовыгодных форм сотрудничества. В этом году мы постараемся сделать пилотный бесплатный проект в рамках «Ночи музеев», чтобы в последующем распространить этот опыт на всю страну.
– Который год мы также говорим о необходимости разнообразить туристические маршруты. Очевидно, что потенциал в этом направлении гораздо выше, чем тот, что используется. Коласовские места на Столбцовщине, усадьба Огинского в Залесье, древний Мстиславль – почему эти места до сих пор в стороне от проложенных туристических путей и чтобы попасть в них, приходится прикладывать значительные усилия? «СБ» на своих страницах регулярно поднимает проблему формирования новых туристических брендов, однако перемен, к сожалению, пока не видно.
– Безусловно, в этом вопросе есть серьезные пробелы. И здесь мы должны ориентироваться на наших соседей из Европы, где культурный туризм – существенная статья доходов и источник развития культурного потенциала страны. У нас уже были предварительные переговоры с Министерством спорта и туризма, который проводит государственную политику в сфере туризма, по комплексной программе совместных действий. В 2017 году Минкультуры направило предложение о включении в Государственный кадастр туристических ресурсов 13 значимых социально-культурных объектов, которые расположены в районах, в том числе филиала «Николаевщина» литературно-мемориального музея Якуба Коласа, который объединяет четыре мемориальные усадьбы – Смольня, Окинчицы, Альбуть и Ласток Столбцовского района. Мы планируем сконцентрироваться именно на создании туристических кластеров, чтобы максимально использовать огромной культурно-туристический потенциал нашей страны.
При этом говорить о том, что объекты наследия не используются для развития туризма, нельзя. Попасть в эти музеи, комплексы, замки может любой желающий и ежегодный прирост туристов, посещающих такие места, свидетельствует о том, что интерес к историческому наследию растет. Проблемы с логистикой и транспортным обеспечением есть, нам эти вопросы еще предстоит решить совместно с коллегами из профильных министерств и местными органами управления. Спасибо, что обратили внимание на эту проблему, постараемся ее решить уже в ближайшее время.
– Недавно мы опубликовали письмо, а по сути, «крик души» писателя Андруся Горвата, в котором он рассказывал о проекте реконструкции и оживления культурного ландшафта в Наровле и Мозыре, однако не нашел понимания и содействия со стороны местных властей. И тут мы вновь выходим на давнюю проблему сохранения старинных усадеб и имений. Как быть: оставлять проблемные объекты на шее государства и позволять им медленно, но верно разрушаться или продать за минимальные деньги добросовестным инвесторам? А может, следует доверить благое дело сохранения историко-культурного наследия волонтерам и неравнодушным гражданам?
– Инициатива хорошая, спорить не буду. Например, в Германии, Франции и других странах Европы, в рамках специальных акций или даже государственных программ, можно приобрести старинный замок за условную цену. Как правило, на продажу выставляются полуразрушенные здания, требующие серьезной реставрации и, следовательно, серьезных вложений. При этом выставляются такие технические условия, согласно которым вы выложите огромную сумму на реставрацию этого замка в соответствии с его историческим прошлым, а также на его содержание. Ведь главное – сохранить историко-культурное наследие.
Комплексов и усадеб, которые наделены статусом историко-культурной ценности, находятся в неудовлетворительном состоянии или не вовлечены в хозяйственный оборот сегодня около 300 по всей стране или 9 процентов от общего количества. Из них значительная часть находится в коммунальной форме собственности. Вопросы поиска потенциальных инвесторов должны решать местные органы власти. В свою очередь, Минкультуры рекомендует областным исполнительным комитетам на своих сайтах размещать перечни усадеб и дворцов, которые могут быть интересны инвесторам. При этом владение такими объектами налагает определенные обязательства, выполнить которые соглашаются далеко не все. Возможно, камень преткновения в приведенном вами примере именно в этом.
Мы всегда поддерживали инициативы волонтеров и неравнодушных людей в вопросах помощи сохранению историко-культурного наследия, но с учетом соблюдения требований законодательства. В качестве удачного примера сотрудничества могу привести усадебный комплекс Рейтанов в деревне Грушевка Ляховичского района, где арт-сообщество имени Тадеуша Рейтана уже много лет проводит работы по благоустройству и привлечению финансирования.
– В последнее время часто вижу Вас на премьерах в театрах. Каждый из них, как Вы знаете, выпускает по 5-6 премьер в год. Но все эти спектакли, как правило, «зрительские», среди них нет ни одного, о котором говорил бы весь интеллектуальный мир. Возможно, что стоит пересмотреть план, выпускать не пять, а одну, но качественную работу, о которой можно заявить как о нашей театральной победе?
– Позвольте не согласиться. Весь интеллектуальный мир сегодня говорит об успешной премьере Купаловцев – бессмертном гоголевском «Ревизоре» в постановке Николая Пинигина. «Цель искусства – поучать развлекая», –говорил Оскар Уайльд. Таков принцип у большинства театров Беларуси. Последние постановки, например, «Синдром Медеи» в РТБД, «Школа налогоплательщиков» в Купаловском театре, «Синяя-синяя» в Могилевском областном театре кукол несут не только развлекательную функцию, но и просвещают зрителя, формируют морально-нравственные ценности, определяя, таким образом, этические нормы поведения в обществе. В этих спектаклях, на мой взгляд, зрелищность стоит на равне с высокой духовностью.
Главный судья – это зритель. Театры, глубоко убежден, в своих постановках говорит с ним на равных.
– Почему в таком случае о театральной Беларуси практически не знают в мировом масштабе?
– И вновь позвольте не согласиться. Во всем мире известен белорусский балет, это наша национальная гордость, культурный бренд. Сейчас мы наметили ряд планов с нашим выдающимся балетмейстером Валентином Елизарьевым, говорили, в том числе, и о его возвращении в Большой театр.
Что касается драматических театров, то Николай Пинигин, скажем, не менее известен в театральном сообществе, чем, например, Лев Додин . Очень много ярких премьер в последнее время делает и Республиканский театр белорусской драматургии. Например, их спектакль «Карьера доктора Рауса» охотно приглашают на гастроли. Что надо делать для большей узнаваемости театральной Беларуси? Во многом, конечно, тут дело в грамотном менеджменте. Именно он – залог развития и продвижения нашей культуры за рубежом.
Кроме того, считаю, что необходимо четко разграничивать театр одной постановки – антрепризный – и репертуарные театры. В антрепризном труппа формируется для показа одной постановки – фестивальной, арт-хаусной, рассчитанной на узкий круг интеллектуального мира. Но то, что уместно в фестивальном движении, не совсем и не всегда уместно в репертуарном театре. Почему? Во-первых, будет потеряна часть зрителей. Во-вторых, не в полной мере задействована труппа. И в-третьих, будет потеряна разножанровость репертуара, который формируется в том числе и с учетом зрительского мнения. Наши театры пытаются нащупать зрительский интерес – и в этом нет ничего плохого. Их задача в том числе – предугадать настроение публики и сформировать его в художественной форме. Театры должны быть не только серьезные. Вопрос лишь в том, насколько сильно они готовы опустить планку. Наши, считаю, держат ее очень высоко.
СПРАВКА «СБ»
Юрий Бондарь родился 11 апреля 1973 года в Минске. В 1997 году окончил юридический факультет БГУ, в 2007 году – Институт государственной службы Академии управления при Президенте. В 2006 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата политических наук. В 2009 году Юрию Бондарю присвоено ученое звание доцента.
С 2001 года - в Белорусском государственном университете культуры и искусств работал на должностях преподавателя, старшего преподавателя, доцента кафедры культурологии, первого проректора. В феврале 2013 года был назначен на должность ректора, которую занимал до октября 2017 года.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ. leonovich@sb.by, специальный корреспондент отдела культуры газеты "Советская Белоруссия"