adress г.Минск, 220004, пр. Победителей, 11

Министерство культуры Республики Беларусь

Выставка иконописи Беларуси открывается 18 мая в Ватикане

19.05.2016

Задача выставки – познакомить итальянских специалистов и многочисленных туристов со всего мира с уникальными произведениями белорусской сакральной культуры.

11 апреля 2015 г. Папой Римским Франциском объявлен Внеочередной Юбилейный (Святой) год милосердия под девизом – «Милосердные, как Отец». Он проходит с 8 декабря 2015 г. по 20 ноября 2016 г. Этому знаменательному событию католического мира посвящена выставка «Иконопись Беларуси XVII–XXI вв. из коллекции Национального художественного музея Республики Беларусь (Минск)». Эта выставка уникальна – 31 икона белорусских иконописцев и 2 чеканных оклада впервые демонстрируются в музеях Ватикана, в непосредственной близости от знаменитой Сикстинской капеллы с росписями Микеланджело.

Последний раз белорусские иконы демонстрировались в Италии в галереях Милана и Триесты в 2004–2005 гг. Эти выставки вызвали огромный интерес итальянских зрителей к искусству Беларуси. Они выявили общность духовных устремлений и художественных канонов культуры Европы – наследницы византийских традиций.

Православная каноническая традиция, пришедшая на белорусские земли из Византии, лежит в основе большинства национальных памятников церковного искусства. Удивительная открытость и гармоничность свойственны ее художественному языку. Изначально белорусские изографы создавали свои произведения согласно изобразительным канонам, выработанным в Византии. Тесная связь с художественным миром Киевской Руси, Московской державы, стран Балканского региона сохранена в иконах позднего периода ХVII–ХVIII вв. Они монументальны, значительны, имеют цельный композиционный характер и сдержанный колорит. Эти черты наблюдаются в представленных на выставке иконах «Богоматерь Одигитрия Минская» ХVII в., «Апостолы Петр и Павел», «Архангел Михаил» ХVIII в.

Для белорусского народа всегда была важна духовная основа существования. Она позволила сохранить национальное единство, язык и культуру государства в сложный период завоевательных войн и территориальных разделов. Белорусские земли – ядро Великого Княжества Литовского – в конце ХVI в. стали составной частью Речи Посполитой – государства, где доминировала католическая церковь. Ее культура была ориентирована на высшие достижения итальянского ренессанса и барокко. На выставке представлена икона «Целование Иоакима и Анны. Благовестие Анне» 1640–1650-х гг., времени формирования национальной школы иконописи. Гармоничную, уравновешенную композицию в стиле ренессанса дополняют архитектурные постройки в стиле барокко – веяние Нового времени. Последующие два столетия стали взлетом национальной культуры во всех ее проявлениях: белорусские мастера осваивают передовые западноевропейские стили, сложную орнаментику и символику барокко, а впоследствии – рококо.

В экспозиции выставки об этом свидетельствуют иконы праздничного ряда иконостаса из церкви села Оброво Ивацевичского района на Брестчине. Они необычной овальной формы, с характерным декоративным обрамлением в виде стилизованных раковин и растительных побегов. Взаимное влияние религиозных традиций православия и католичества было естественно и неизбежно. Многие чудотворные иконы Богоматери – как знаменитая Жировичская или представленная на выставке Богоматерь Борунская из Кобринского района – почитаются обеими конфессиями.

arrow
arrow